Права и обязанности учащихся

 

БОУ "Бутаковская средняя школа" Знаменского муниципального района Омской области

Права и обязанности учащихся

 

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ УЧАЩИХСЯ

1.Права учащихся.

Ученики имеют право на:

а) получение бесплатного общего образования (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в соответствии с государственными образовательными программами; (Закон РФ "Об образовании", ст.5, п.2).

б) выбор формы получения образования и образовательного учреждения; (Закон РФ "Об образовании", ст. 50, п.2).

в) обучение индивидуальным учебным планам и ускоренный курс обучения; (Закон РФ "Об образовании", ст.50, п.4).

г) бесплатное пользование библиотечным фондом; (Закон РФ "Об образовании", ст.50, п.4).

д) получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг; (Закон РФ "Об образовании", ст.50, п.4).

е) участие в управлении учреждением; (Закон РФ "Об образовании", ст.50, п. 4).

ж) уважение человеческого достоинства, свободу совести и получение информации, свободное выражение своих взглядов и убеждений; (Закон РФ "Об образовании", ст.50, п.4).

з) свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом; (Закон РФ "Об образовании", ст.50, п.16).

и) добровольное привлечение к труду, не предусмотренному образовательной программой; (Закон РФ "Об образовании", ст.50, п.14).

к) добровольное вступление в любые общественные организации; (Закон РФ “Об образовании”, ст.50, п.15).

л) защиту от применения методов физического и психического насилия; (Закон РФ "Об образовании", ст.15, п.6).

м) условия обучения, гарантирующие охрану и укрепление здоровья; (Закон РФ "Об образовании", ст.51, п.1).

н) перевод в другие учебные учреждения соответствующего типа в случае закрытия своего учебного учреждения; (Закон РФ "Об образовании", ст.50, п. 17).

2. Обязанности учащихся.

Обучающиеся обязаны:

а) выполнять устав образовательного учреждения;

б) бережно относиться к имуществу учреждения;

в) уважать честь и достоинство других обучающихся и работников;

г) выполнять требования работников учреждения в части, отнесенной уставом и правилами внутреннего распорядка к их компетенции.

Извлечения из Всеобщей декларации прав человека

· "Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны относиться друг к другу по-братски".

(Всеобщая декларация прав человека, ст.1)

· “Каждый человек имеет право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу”

(Всеобщая декларация прав человека, ст. З)

· “Никто не должен содержаться в рабстве или подневольном состоянии”

(Всеобщая декларация прав человека, ст.4)

· “Никто не должен подвергаться пыткам или жестокому бесчеловечному обращению”

(Всеобщая декларация прав человека, ст. 5)

· “Все люди равны перед законом ...”

(Всеобщая декларация прав человека, ст.7)

· “Каждый человек, обвиняемый в совершении преступления, считается невиновным до тех пор, пока его виновность не будет установлена судом”

(Всеобщая декларация прав человека, ст. 11)

Комментарий

Права человека, изложенные во Всеобщей декларации прав человека, имеют универсальный характер, они являются образцом, стандартом для разработки соответствующих национальных документов. Так, в основу Российской Декларации прав и свобод человека и гражданина (1991г), второй главы ныне действующей Конституции РФ взяты основные положения этого международно - правового документа. Статья же одиннадцатая Всеобщей декларации прав человека практически без изменений содержится в статье 49 Конституции РФ и отражает один из главных принципов юридической ответственности - принцип ПРЕЗУМПЦИИ НЕВИНОВНОСТИ.

· “Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности.”

(Всеобщая декларация прав человека, ст. 29)

Комментарий

Права и обязанности неотъемлемы друг от друга. Более того, единство прав и обязанностей составляет основу гражданственности каждого из нас.

Извлечения из Конвенции о правах ребенка (1989г. ГАООН)

· “Ребенком является каждое человеческое существо, не достигшее 18-летнего возраста”

Комментарий

18 лет - это возраст гражданского совершеннолетия, возраст полной дееспособности человека, т.е. его способности своими действиями приобретать права, создавать и выполнять обязанности.

(Конвенция о правах ребенка, ст. 7)

· “Ребенок регистрируется сразу же после рождения и с момента рождения имеет право на имя и на приобретение гражданства, а также право знать своих родителей и право на их заботу”

(Конвенция о правах ребенка, ст. 7)

· “Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение; это право включает свободу искать, получать и передавать информацию ... в устной, письменной или печатной форме”

(Конвенция о правах ребенка, ст. 13)

· “Государства - участники уважают право ребенка на свободу мысли, совести и религии.”

(Конвенция о правах ребенка, ст. 14)

· “Государства " участники признают право ребенка на свободу ассоциаций и свободу мирных собраний”

(Конвенция о правах ребенка, ст. 15)

· “Государства - участники принимают все необходимые законодательные, административные, социальные, просветительные меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психического насилия”

(Конвенция о правах ребенка, ст.19)

· “Государства - участники признают право ребенка на образование. Образование ребенка должно быть направлено на :

а) развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребенка;

б) воспитание уважения к правам человека и основным свободам;

в) воспитание уважения к родителям ребенка, к национальным особенностям страны;

г) подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира и терпимости;

д) воспитания уважения к окружающей среде.

(Конвенция о правах ребенка, ст. 28,29)

Комментарий

Положения Конвенции о правах ребенка только в том случае получат реальное исполнение, если найдут свое развитие в “законодательных актах государств мира. Российская Федерация присоединилась к Конвенции о правах ребенка в 1990г. и с этого времени активно поддерживает меры, принимаемые мировым сообществом в интересах защиты детей. Положения этого важного документа вошли в Семейный кодекс РФ, Закон РФ “Об образовании”, областной закон о защите прав детей. Так, глава 11 Семейного кодекса называется “Права несовершеннолетних детей”. Дети - лица, не достигшие возраста 18 лет (совершеннолетия), - имеют право жить и воспитываться в семье, знать своих родителей, право на воспитание, содержание и заботу со стороны своих родителей, на уважение своего человеческого достоинства. Важно право ребенка выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы.

Основополагающим является право на защиту прав и законных интересов ребенка, которое должно осуществляться родителями или лицами, заменяющими их (усыновители, опекуны, попечителя), а также органами опеки я попечительства, прокурором я судом. Данное право включает в себя и право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей или лиц, заменяющих их. Предусмотрено, что для защиты своих прав ребенок может самостоятельно обратиться в органы опеки и попечительства, а по достижении 14 лет - и в суд. Заметим, что большинство положений Конвенции обращено к правительству, т.е. к тому органу в государстве, которое обладает реальными возможностями принять необходимые и действенные меры для защиты детства. Однако многое могут сделать родители, другие члены семьи для того, чтобы ребенок чувствовал себя достаточно благополучным.

Таким образом, главные защитники прав ребенка - его родители. Их к этому обязывает семейное право. Но родители не всесильны, им трудно обойтись, в воспитании детей без помощи государства. Значит, следующий защитник прав детей -государство. Оно обязано выделять на нужды образования, здравоохранения, создание бытовых удобств, питание, культуру детей необходимые денежные средства.

Государственные гарантии прав граждан в области образования.

Возможность получения образования

· “Гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии; убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости.”

(Закон РФ "Об образовании", ст.5п.1)

· “Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования ... в пределах государственных образовательных стандартов...”

(Закон РФ "Об образовании", ст. 5 п. З)

· “В целях реализации права на образование граждан, нуждающихся в социальной помощи, государство полностью или частично несет расходы на их содержание в период получения ими образования. Категории граждан, которым оказывается данная помощь, ее формы, размеры и источники устанавливаются федеральным законом.

(Закон РФ "Об образовании", ст.5 п. 5)

· “Государство создает гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.

(Закон РФ "Об образовании", ст.5 п.6)

· “Государство оказывает содействие в получении образования гражданами, проявившими выдающиеся способности, в том числе посредством предоставления им специальных государственных стипендий, включая стипендии для обучения за рубежом. Критерии и порядок предоставления таких стипендий устанавливается Правительством РФ”

(Закон РФ "Об образовании", ст. 5 п.7)

Комментарий

Таким образом, пункты 1,3,5,6,7 статьи б Закона РФ “Об образовании” гарантируют любому ребенку возможность получения образования. Гарантии заключаются в возможности получения среднего (полного) общего образования бесплатно.

Статья 5 Закона РФ “Об образовании” как бы раскрывает п.1 ст.43 Конституции РФ о том, что “Каждый имеет право на образование.”

Бесплатность образования гарантируется в пределах государственных стандартов.

· “В Российской Федерации устанавливаются государственные образовательные стандарты, включающие федеральный и национально-региональный компоненты.

Российская Федерация в лице органов государственной власти в пределах их компетенции устанавливает федеральные компоненты государственных образовательных стандартов, определяющие в обязательном порядке обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников.

(Закон РФ "Об образовании", ст. 7 п.1)

Комментарий

Образовательный стандарт определяет тот минимум содержания образования, который является единым для любой общеобразовательной .школы, для любого региона страны. Это минимально допустимый уровень образования. Образовательный стандарт реализуется через содержание учебных программ по всем учебным предметам. Одновременно определяется максимальный объем нагрузки ученика. Все это устанавливается в “базисном учебном плане”, который утверждается совместно федеральным органом управления образованием и федеральным органом управления здравоохранением.

ЗАПРЕТ СОЗДАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ И РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ШКОЛЕ

· “В государственных и муниципальных образовательных учреждениях, органах управления образованием создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций (объединений) не допускается”.

(Закон РФ "Об образовании", ст.1 п.5)

Комментарий

Это положение соответствует ст.13,14,28,29 Конституции РФ. Указанный запрет распространяется на школьный коллектив и его территорию. В то же время сами работники образовательного учреждения могут входить индивидуально в любую из структур и организаций.

ОТМЕНА ВОЕННОЙ ПОДГОТОВКИ В ШКОЛЕ

· “Военная подготовка в гражданских образовательных учреждениях может проводиться только на факультативной основе с согласия обучающихся и (или) их родителей (законных представителей) за счет средств и силами заинтересованного ведомства”.

(Закон РФ "Об образовании", ст.14 п.7)

УЧЕБНЫЙ ГОД, КАНИКУЛЫ

· “Учебный год в общеобразовательном учреждении начинается 1 сентября.

Продолжительность учебного года в 1 классах - 30 недель, во 2 - 11 классах - не менее 34 недель.

Продолжительность каникул устанавливается в течение учебного года не менее 30 календарных дней, летом - не менее 8 недель.

Для обучающихся в первых классах в течение учебного года устанавливаются дополнительные недельные каникулы”.

(Типовое положение об общеобразовательном учреждении, п. 43)

Комментарий

Данное положение дает право каждой школе устанавливать свои сроки каникул в течение учебного года.

Регламентирован только общий срок осенних, зимних и весенних каникул - 30 дней.

ПЕРЕВОД УЧАЩИХСЯ В СЛЕДУЮЩИЙ КЛАСС, УСЛОВНЫЙ ПЕРЕВОД, ОСТАВЛЕНИЕ НА ПОВТОРНЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Решение о переводе учащегося в следующий класс по итогам года, условный перевод в следующий класс, оставление не повторный год обучения принимается педагогическим советом школы. На основании решения педсовета директором школы издается соответствующий приказ.

В следующий класс переводятся учащиеся, освоившие программу учебного года по всем предметам, т.е. имеющие все годовые оценки по предметам не ниже “З”.

Академическая задолженность означает, что ученик имеет годовую оценку “2” по предмету.

Если у ученика оценка “2” по какому-либо одному предмету, то он переводится в следующий класс “условно”.

При двух или более годовых оценках “2” по предметам ученик оставляется на повторный год Обучения.

ОСТАВЛЕНИЕ ШКОЛЫ УЧАЩИМИСЯ ДО ПОЛУЧЕНИЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

· “Требование обязательности основного общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста пятнадцати лет...”

(Закон РФ "0б образовании", ст. 19 п.4)

· “Предельный возраст обучающихся для получения основного общего образования в образовательном учреждении по очной форме обучения - восемнадцать лет”.

(Закон РФ "Об образовании", ст.19,п.5)

· “По согласию родителей (законных представителей) и местного органа управления образованием обучающийся, достигший возраста пятнадцати лет, может оставить общеобразовательное учреждение до получения им основного общего образования."

(Закон РФ "Об образовании", ст. 19 п.6)

· “По решению органа управления образовательного учреждения за совершение противоправных действий, грубые и неоднократные нарушения устава образовательного учреждения допускается исключение из данного образовательного учреждения обучающихся, достигших возраста четырнадцати лет. Решение об исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), принимается с согласия органов опеки и попечительства.

Об исключении обучающегося из ОУ последнее обязано в трехдневный срок проинформировать органы местного самоуправления. Органы местного самоуправления совместно с родителями (законными представителями) исключенного в месячный срок принимают меры, обеспечивающие его трудоустройство или продолжение обучения в другом образовательном учреждении”.

(Закон РФ "Об образовании", ст.19, п.7)

ДИСЦИПЛИНА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

· “Дисциплина в образовательном учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, воспитанников, педагогов.

Применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся, воспитанникам не допускается”.

Закон РФ "Об образовании*', ст.15, п.6)

Комментарий

Физическое насилие - это применение физической силы к ученику.

Формами психического насилия являются:

* угрозы в адрес обучающегося;

* преднамеренная изоляция обучающегося;

* предъявление к обучающемуся чрезмерных требований, не соответствующих возрасту;

* оскорбление и унижение достоинства;

*необоснованная систематическая критика ребенка, выводящая его из душевного равновесия;

*постоянная негативная характеристика обучающегося;

*демонстративное негативное отношение к обучающемуся.

(Комментарий к Закону РФ "Об образовании", стр.389)

“Применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося (воспитанника) является основанием для увольнения педагогического работника по инициативе администрации”.

(Закон РФ "Об образовании", ст.56, п.3.2)

Национальный фонд подготовки кадров. Проекты в сфере информатизации образования.
Курс подготовлен по технологии «Веб-Конструктор для образования».