Программа развития на 2006-2010 гг.

 

БОУ "Бутаковская средняя школа" Знаменского муниципального района Омской области

Программа развития на 2006-2010 гг.

 

Программа развития

 МОУ Бутаковская средняя общеобразовательная школа

Знаменского муниципального района Омской области

 

Наименование программы:

       Программа развития Муниципального образовательного учреждения Бутаковская

       средняя общеобразовательная школа Знаменского муниципального района

       Омской области на 2006-2010 гг.

 

Основания для разработки программы:

       Закон Российской Федерации «Об образовании». Программа развития образования в  

       Знаменском районе.

 

Основные разработчики программы:

      Совет школы

      Директор

      Заместители директора по учебно-воспитательной и воспитательной работе.

      Методический совет.

 

В программе:

      - определяются приоритетные направления развития образования в школе;

      - раскрываются содержания и организационные задачи реформирования образования;

      - определяются сроки, структура и способы управления, формы контроля и оценки

         эффективности выполнения программы.

 

Целевые показатели:

  • Формирование духовно-нравственной личности, обладающей гражданской позицией, навыками нравственного поведения;
  • Развитие системы защиты здоровья учащихся школы;
  • Укрепление кадрового потенциала системы образования школы, развитие содержания и методов образования;
  • Внедрение в практику научно проработанных учебных программ, учебных и методических пособий, методов и средств обучения и воспитания;
  • Разработка целевых комплексных школьных проектов;
  • Создание и утверждение нормативно-правовых документов, обеспечивающих деятельность программы развития школы;
  • Совершенствование системы повышения квалификации педагогов школы, повышение престижа педагогического труда.

 

Сроки и этапы развития программы:

      1 этап – подготовительный 2006 – 2007 г.

      2 этап – практический 2007 – 2009 гг.

      3 этап – обобщающий 2009 – 2010 гг.

 

Исполнители программы:

      Коллектив школы

      Родительский комитет

      Школьное самоуправление

      Образовательные, социальные и культурные учреждения

      с. Бутаково и с. Знаменское.

 

Источники финансирования программы:

      Бюджет различных уровней

      Внебюджетные средства.

 

Ожидаемые конечные результаты программы:

Реализация программы развития позволит заложить основы:

  • Достижения заданного качества образования, обновления содержания и технологий обучения с учётом современных требований к ним;
  • Обеспечения преемственности и непрерывности образования на всех уровнях образования на основе альтернативных образовательных программ и современных тенденций развития учебно-воспитательного процесса;
  • Индивидуализации обучения в системе непрерывного образования;
  • Развития воспитательного потенциала образовательного учреждения в гражданском воспитании, профессиональном самоопределении и творческой самореализации личности;
  • Повышение конкурентоспособности и профессиональной мобильности выпускников на рынке труда;
  • Максимального учёта интересов и желаний учащихся и их родителей в выборе содержания и технологии учебно-воспитательной работы;
  • Создания условий для творческой самореализации учителя.

Система организации контроля за исполнением программы.

Администрация школы ежегодно на общешкольной конференции представляет отчёт о хоре реализации программы.

 

Информационная справка.

 

Качественная характеристика школы.

 

Бутаковская СОШ открыта в 1974 году.. Учредителем школы является Администрация Знаменского муниципального района Омской области.

Здание школы типовое, построено в 1978 году, на  320   мест. В школе имеется спортзал, стадион, библиотека, столовая на  80   мест, кабинет обслуживающего труда, комбинированная мастерская, кабинет производственного обучения, 13 учебных кабинетов.

Фонд библиотеки составляет:  7200 учебной, методической, научно-популярной, справочной, художественной литературы, из них учебников   3010 экзампляров. В школе оборудован компьютерный класс ( 8 компьютеров). Имеется графопроектор, лазерный принтер, музыкальный центр с караоке, видеокамера, видеомагнитофон, телевизор, магнитола. Техническое состояние школы удовлетворительное.

В 2006-07 учебном году в школе обучается 86 учащихся в 9 классах- комплектах, в первую смену. Школа работает по пятидневной рабочей неделе, продолжительность уроков 40 минут. 35 учащихся из деревень Копейкино, Курманово и Мамешево ежедневно подвозятся. 12 учащихся из д. Себиляково ежедневно ходят ( переезжают) через р.Иртыш

на учебу в школу.

Учебные программы -  базовые, обеспечивающие введение федерального компонента государственного стандарта общего образования.

Соблюдается преемственность в образовательной деятельности, широко используются межпредметные связи. Успеваемость учащихся по итогам 2005-06 учебного года составляет 98 %, качество знаний 38 %.

Во второй половине дня работают кружки и секции. В целях повышения здоровья учащихся в школе введено по 3 часа физической культуры с 1 по 11 классы.

В школе ведется курс «Православная культура»

Школа имеет структурные подразделения: начальные школы в д. Копейкино – 9 учащихся и в д. Мамешево – 7 учащихся.

 

 

                                               

             Характеристика педагогического коллектива

 

В 2006-07 учебном году в школе работает 20 педагогических работников.

В том числе:

имеют образование- высшее – 14 – 70 %

                                    среднее специальное – 6 – 30 %

 

имеют стаж работы – до 2 лет – 2         - 10 %

                                      до 5 лет – 2         - 10 %

                                      до 10 лет – 1       - 5 %

                                      до 20 лет – 3       - 15 %

                                  свыше 20 лет - 12 – 60 %

 

имеют квалификационную категорию:

                               высшую – 3 – 15 %

                               первую  - 10 – 50 %

                               вторую -  2   - 10 %

 

имеют значок «Отличник просвещения» ( «Почетный работник общего образования» ) – 7  учителей.

 

Кадрами школа обеспечена. Ведут не специалисты уроки физики и немецкого языка. Все педагогические работники своевременно повышают свою квалификацию. В школе созданы и работают в соответствии с планами методические объединения:

- начальных классов,

- математического цикла,

- гуманитарного цикла,

- естественного цикла.

Учителя биологии ( Кириллова А.Д.) и химии ( Яконюк Н.Н.) являются руководителями

МО учителей района соответствующих предметов.

 

 

 

                                  Управление школой

 

Управление школой осуществляет директор и его заместители.

Основной функцией директора является координация усилий всех участников образовательного процесса через педагогический совет, родительский комитет, общешкольную конференцию, ученическое самоуправление.

Заместитель директора реализуют оперативное управление образовательным процессом и осуществляют мотивационную. Информационно- аналитическую, планово- прогностическую, организационно- исполнительную, контрольно- регулировочную и оценочно- результативную функции.

 Финансирование школы бюджетное.

 

  

I.                  Основные направления образовательной деятельности школы.

·       С учётом тенденции резкого снижения численности населения выдвигается проблема создания и ответственность системы образования не только за духовное, но и физическое развитие нового поколения, укрепление здоровья обучающихся, приобщение их к ценностям здорового образа жизни. Состояние здоровья детей, подростков и молодёжи вызывает обоснованную тревогу не только у работников системы образования, но и у всего общества в целом.

В связи с этим, такое направление работы, как охрана здоровья и внедрение здоровье сберегающих технологий обучения становится важнейшим для школы и всех участников учебно-воспитательного процесса.

 

Совершенствование учебно-воспитательного процесса:

·         Корректировка федерального базисного учебного плана (рациональное сочетание федерального и регионального компонентов содержания образования, соответствие допустимого объёма недельной нагрузки возможностям обучающихся, психолого-педагогическим требованиям и условиям образования в учебных заведениях различных типов и видов).

·         Изменение учебных планов педагогов и создание образовательных программ в соответствии с государственными образовательными стандартами на всех ступенях и уровнях обучения.

·         Создание системы контроля за качеством образования.

·         Реализация комплексной социально-педагогической программы выявления, коррекции и поддержки обучающихся из числа представителей различных групп риска.

 

Работа с семьёй

При работе с родителями используются традиционные формы работы:

общешкольные родительские собрания и конференции с приглашением

специалистов (социологов, по профориентации, медиков).         

 

 

II.              Концепция развития образования школы.

 

При современных темпах обновления техники и технологии, форм организации труда требуется подготовка нового типа специалистов, способных не только наследовать культуру старшего поколения, обладать функциональной подготовкой, но и владеть творческим, созидательным мышлением.

Образование должно быть ориентированно на перспективные задачи, стоящие перед обществом, на развитие и обогащение социально-культурных традиций.

Гуманистическая концепция образования практически означает введение нового типа образования,  ориентированного на основание учащимися культуры и общечеловеческих ценностей, современных достижений науки и техники, необходимого опыта, предполагающего максимальное раскрытие творческого потенциала учащихся на основе его самоопределения и самостоятельности как субъекта культурно-исторического процесса.

В свете этой концепции образовательное учреждение становится важнейшим культурно-образовательным институтом. Его основная и стратегическая цель – подготовка интеллигентного, образованного и культурного человека, обладающего творческим мышлением, чувством собственного достоинства и ответственности, умеющего совершенствовать себя, строить гармоничные отношения с миром, природой, другими людьми.

Всё это достигается на основе гуманизации всей системы образования, культурного и свободного общения, педагогики сотрудничества и сотворчества, посредствам использования новой технологии, активных форм и методов обучения и воспитания.

Настоящий этап развития образования характеризуется существенным обновлением содержания и методик обучения, стандартизацией образования и формированием рынка его услуг, попытками задействовать научный потенциал и передовой педагогический опыт.

В условиях научно-технического процесса, сложной структуры экономики образования должно обеспечивать:

·         Знание о мире, природе, технике, обществе, законах мышления и способах деятельности;

·         Способностями наблюдать процессы, анализировать результаты и предпринимать действия прогностического характера;

·         Знаниями и пониманием природы человеческих отношений, способов общения в сфере социальной коммуникации;

·         Высоким уровнем функциональной грамотности;

·         Способностями нести ответственность;

·         Потребностями в постоянном самообразовании и адаптации.

 

Для обеспечения педагогического процесса новыми технологиями работы с учащимися принципиально важно использовать методы педагогического воздействия, учитывающие природу образовательных процессов, положительно влияющие на развитие личности.

Качественно более высокого уровня обучения и воспитания можно достичь не только путём усовершенствования сложнейших структур образования, но и за счёт технологии образования, построение модели, обеспечивающей развитие каждого ученика в соответствии со склонностями, интересами и возможностями. Созданные по этому принципу учебные программы будут способствовать межпредметной и наддисциплинарной интеграции, что сделает их основой  индивидуализированного обучения. Для современной школы становится актуальной задача дальнейшего совершенствования дидактико-воспитательной системы, которая позволяет каждому учащемуся определить и выбрать своё направление обучения и развития.

Государственный стандарт образования отражает обязательный минимум содержания образования, позволяет поднять ответственность субъектов образовательного процесса.

 

Основные проблемы развития образования:

·         Осуществление повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров в соответствии с личностно ориентированной моделью образования;

·         Создание системы обеспечения деятельности школы, как взаимодействующих и взаимообусловленных подсистем кадрового, информационного, материально-технического, нормативно-правового и организационно-управленческого обеспечения;

·         В качестве основных характеристик образовательной системы школы рассматриваются следующие:

- гуманизация  образования;

- дифференциация подходов к управлению образовательной системой;

- дифференциация материально-технического и информационного обеспечения образовательного учреждения;

- дифференциация образовательных потребностей педагогических кадров и возможной их реализации.

 

Концепция развития школы была разработана

в соответствии со следующими принципами:

·         Концепция отражает основные направления государственной политики России в области образования в соответствии с Законом РФ «Об образовании», с государственными стандартами изучения соответствующих учебных предметов, с нормативными документами муниципального управления образованием, с Уставом школы;

·         Концепция охватывает такие аспекты совершенствования муниципальной общеобразовательной средней школы, как:

- учебно-воспитательные;

- научно-методические;

- организационно-управленческие.

·         Концепция исходит из того, что учащийся является полноценным субъектом учебно-воспитательного процесса, он не только готовится к будущей жизни, но уже живёт в том микросоциуме, которым является школа; поэтому главная задача педагогического коллектива состоит не только в совершенствовании собственно образовательного процесса, но прежде всего, в организации полноценной продуманной в деталях жизнедеятельности своих воспитанников.

 

Главное стратегическое направление развития школы:

1.      Создать систему обучения, обеспечивающую развитие каждого ученика в соответствии со склонностями, интересами и возможностями.

2.      Освоить всему педагогическому коллективу школы инновационные педагогическое технологии обучения и воспитания, обеспечивающие ученику развитие его мотивационной сферы, интеллекта, самостоятельности, коллективизма, склонностей, умения осуществлять самоуправление учебно-познавательной деятельностью.

3.      Создать условия для мягкой адаптации в переводе учебного процесса в учебно-исследовательский, обеспечив логическую взаимосвязь между исследовательским компонентом базовых учебных дисциплин, дополнительными образованием и системой развивающихся знаний.

 

 

Условия успешной реализации целей программы.

Показатели реализации целей программы.

1. Овладение всеми участниками педагогического процесса инновационными педагогическими технологиями обучения и воспитания, обеспечивающие ученику его развитие.

1. Умение педагогического коллектива максимально использовать потенциальные возможности каждого ученика.

 

У большинства учеников сформирована обученность в ЗБР, выработаны устойчивые познавательные интересы, значительный рост уровня обучаемости.

2. Создание комфортных условий успешности обучения каждого ученика и учителя.

2. Изменение комфортности учебной деятельности ученика и учителя.                   Отсутствие конфликтов.

3. Психологизация учебного процесса.

3. Отсутствие текучести кадров.

4. Создание в школе атмосферы творческого поиска в среде учителей и учеников и их способности к саморазвитию и исследовательскому труду.

4. Развитие навыков самообразования, самосовершенствования. Развитие творческого потенциала личности за счет восходящего развития потребностей в умственном труде.

5. Исследовательский подход к учебно-воспитательному процессу.

5. Переход школы в новое качество.

 

Перед коллективом поставлена задача – заменить традиционную парадигму образования «учитель – учебник – ученик» на новую парадигму «ученик – учебник – учитель». Это, в свою очередь, требует тщательной проработки технологии педагогического процесса, который бы в максимальной мере учитывал особенности и возможности каждого ученика и создавал условия для раскрытия и развития его потенциальных возможностей. Учитель выступает больше в роли организатора самостоятельной активной познавательной деятельности учащихся, компетентным консультантом и помощником. Его профессиональные умения должны быть направлены не просто на контроль знаний и умений школьников, а на диагностику их деятельности, чтобы вовремя помочь квалифицированными действиями устранить намечающиеся трудности в познании и применении знаний. Эта роль значительно сложнее, чем при традиционном обучении, и требует от учителя более высокого уровня мастерства.

Среди разнообразных новых педагогических технологий наиболее адекватными поставленным целям является:

1.      Технология метода обучения в сотрудничестве.

2.      Технология методов проектов.

3.      Здоровье сберегающие технологии.

 

  1. Технология метода обучения в сотрудничестве.

Обучение в сотрудничестве, или обучение в малых группах, относится к технологиям гуманистического направления в педагогике.

Основная идея этой технологии – создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях.

Ученики разные – одни быстро схватывают все объяснения учителя, сами готовы отвечать на любые вопросы; другим требуется не только время на осмысление материала, но и дополнительные примеры, разъяснения. Если объединить учащихся в небольшие группы, дать им одно общее задание, оговорив роль каждого ученика группы в решении этого задания, возникает ситуация, в которой отвечает не только за результат своей работы, но и за результат всей группы. Сильные ученики заинтересованы в том, что все члены группы досконально разобрались в материале, а заодно и сами могут проверить собственное понимание вопроса. Таким образом, ученики совместными усилиями ликвидируют пробелы.

Основным содержанием новых отношений в системе «учитель - ученик» является отмена принуждения (в разумных пределах), организация такого учения, которое характеризуется:

- требовательность без принуждения, основанная на доверии;

- увлечённость, рождённая интересным преподаванием;

- замена принуждения желанием, которое порождает успех;

- ставка на самостоятельность и самодеятельность детей;

- применение косвенных требований через коллектив.

Технология метода обучения в сотрудничестве предполагает новую трактовку и индивидуального подхода. Суть нового индивидуального подхода в том, чтобы идти не от учебного предмета к ребёнку, а от ребёнка к учебному предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребёнок, учитель с его учетом потенциальных возможностей, которые необходимо развивать, совершенствовать, обогащать.

 

  1. Технология метода проектов.

Метод проектов, или метод проблем, также связан с идеями гуманистического направления в образовании. Основная идея этой технологии – вовлечь каждого ученика в активный познавательный творческий процесс. При этом считается необходимым, чтобы познавательная деятельность организовывалась на основе современного труда, сотрудничества учащихся в процессе общения, коммуникации. Таким образом, метод проектов как способ познавательной деятельности позволяет учащимся овладеть умением осуществлять деятельность, выработать ценностное отношение к общению со сверстниками и учителем, приобрести самостоятельность.

Наличие требующей исследования проблемы – обязательного компонента метода проектов – обуславливает организацию поисков, исследовательской деятельности учащихся, индивидуальной или групповой, которая предусматривает не только достижение того или иного результата, оформленного в виде конкретного практического выхода, но и организацию процесса достижения этого результата.

Проектная деятельность – как индивидуальная, так и групповая – должна иметь целью познавательных действий учащихся не просто усвоение содержания, но и решение определённой проблемы на основе этого содержания, т.к. активное применение полученных знаний либо для получения нового знания, либо для получения практического результата на основе применения полученного знания.

Метод проекта может быть отнесён к высшему уровню проблемности в обучении  исследовательскому, которым может овладеть не каждый учащийся. Поэтому, применяя принцип проблемности в обучении и учитывая индивидуальные учебные способности учащихся, наряду с методом проектов мы будем использовать и такие методы проблемного обучения, как проблемное изложение,  частично – поисковый метод. Выделенные уровни проблемности позволят учителю достаточно чётко планировать свою деятельность на занятиях и, следовательно, уровень познавательной самостоятельности учащихся при решении проблем. В тоже время применение методов проектов в сочетании с методом обучения в сотрудничестве позволит реализовать свои учебные возможности каждому учащемуся.

Перевод учащегося в позицию организуемого, направленного извне или активного самостоятельного поиска обнаружения, переработки и применения информации не может успешно протекать, если учащиеся не будут владеть общеучебными умениями.

Имея информацию о видах общеучебных умений таких групп, как учебно-управленческие, учебно-информационные, учебно-логические, необходимо будет разработать программу формирования общеучебных обозначений групп у учащихся школы первой и второй ступени.

 

  1. Здоровьесберегающие технологии.

Основная идея этой технологии – создание необходимого инновационного потенциала, организационных, методологических, методических предпосылок для комплексного решения проблемы укрепления и сохранения здоровья детей.

Напряженные и интенсивные условия современной жизни, существенное изменение содержания и форм школьного обучения с особой стороны ставят вопрос о влиянии факторов обучения на здоровье ребёнка, о соотношении факторов обучения и здоровья в общем развитии.

Концепция сохранения здоровья предполагает:

·         Недопущение дополнительных учебных нагрузок (умственное утомление, эмоциональный стресс, заболеваемость);

·         Реализация активных оздоровительных мероприятий: физических упражнений, игровых видов спорта;

·         Соблюдение правильного режима труда и отдыха;

·         Рекомендации по рациональному питанию и личной гигиене

 

Основные положения проекта можно сформулировать следующим образом:

·         Превращение охраны здоровья учащихся в одно из приоритетных направлений деятельности школы;

·         Коренное улучшение организации образовательного процесса, исходя из задач укрепления здоровья обучающихся, нормализацию учебной нагрузки, создания благоприятной бытовой среды;

·         Создание экономических условий для развития материальной базы спортивных, спортивно-оздоровительных и медицинских подразделений школы, использования для оздоровления учащихся возможностей других ведомств и не государственных организаций, привлечение внебюджетных средств;

·         Разработка научно-методических и организационных основ мониторинга состояния здоровья обучающихся, информационного и медицинского обеспечения профилактической работы на всех уровнях образования.

 

С этой целью необходимо осуществлять следующие меры:

·         Определить принципы взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса в деле охраны и укрепления здоровья обучающихся; разработать и реализовать вариационные социально-образовательные программы, направленные на формирование ценностей здорового образа жизни;

·         Определить комплекс мер по формированию учащихся ценностей здорового образа жизни, предусмотреть их организационное, кадровое и финансовое обеспечение;

·         Существенно улучшить организаторскую и практическую работу по созданию в школе благоприятных условий для укрепления здоровья и физического развития учащихся, включая упорядочение режима учебных занятий, предотвращение перегрузки классными и домашними заданиями, улучшение питания, надлежащую постановку контроля за соблюдением медико-санитарных требований;

·         Стимулировать выполнение инновационных программ, направленных на охрану и укрепление здоровья детей, полноценное развитие учащихся;

·         Внести изменения в содержание педагогического образования, направленные на повышение квалификации педагогов в вопросах охраны здоровья и физического развития учащихся;

·         Существенно улучшить физическое воспитание учащихся, поднять его роль в укреплении здоровья, усилить контроль за физической подготовкой школьников.

 

Указанные выше технологии в своей основе предусматривают индивидуальный и дифференцированный подход  к обучению и воспитанию учащихся и отнесены нами к наиболее приемлемым, т.к. в условиях существующей у нас классно-урочной системы занятий они наиболее легко вписываются в учебный процесс, могут не затрагивать содержание обучения, которое определено стандартами и государственными программами. Эти технологии позволяют учителю достигать поставленных любой программой, стандартам образования целей по каждому учебному предмету альтернативными или традиционными методами, сохраняя при этом все достижения отечественной дидактики, педагогической психологии, частных методик.

Применение данных технологий позволит осуществить смену приоритетов с условия готовых знаний в ходе классных занятий на самостоятельную активную познавательную деятельность каждого ученика с учётом его способностей и возможностей, всегда укладывающуюся в систему уроков.

 

 

 

Программа развития воспитательной системы в школе.

 

Образование ориентируется не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и на развитии их личности, их назывательных и созидательных способностей. Поэтому необходимо повысить роль воспитательной работы школы, целями которой является:

·         Формирование у школьников духовности культуры;

·         Гражданской ответственности и правового самосознания;

·         Инициативности и самостоятельности;

·         Толерантности (терпимости);

·         Способности к успешной социализации в обществе;

·         Активной адаптации на рынке труда.

 

Школа должна выпускать в жизнь человека со следующими качествами:

1.      Добропорядочность гражданина – России;

2.      Целеустремлённость, понимание своего места в жизни;

3.      Умение отстаивать свои права и интересы;

4.      Желание и умение образовываться всю жизнь;

5.      Знание эстетических законов, народных традиций;

6.      Способность сделать правильный выбор;

7.      Умение общаться, знание психологических основ общения;

8.      Знание и воплощение в своей жизни идеи охраны и восстановления природы.

 

1.      Основные принципы воспитательного процесса.

Содержание воспитания разрабатывается на основе принципов, благодаря которым мы достигаем поставленных целей и качеств личности.

В сложившейся политической, экономической и социально-нравственной ситуации в обществе.

Принцип первый. Работа личности над собой, отношение к самому себе.

Принцип второй. Взаимосвязь и взаимоотношения человека с другими людьми.

Принцип третий. Человек и культура. Национальные традиции.

Принцип четвёртый. Взаимоотношения человека с природой.

В воспитательном процессе необходимо уделять должное внимание вопросам самовоспитания, самоизменения и саморазвития личности ученика.

Нужно создавать условия для проявления индивидуальных и возрастных особенностей школьника, что помогает оценить самого себя, быть конкурентоспособным, добрым, терпимым, активным, умеющим развивать творческое начало. 

 

2.      Функции воспитательного процесса школы:

Компенсирующая, направленная на создание в школе условий для развития творческих способностей и успешной совместной работы детей и взрослых;

Развивающая, направленная на развитие творческой личности;

Интегрирующая, благодаря которой расширяются и углубляются внутришкольные и внешкольные связи;

Корректирующая, благодаря которой предупреждается негативное влияние на поведение и формирование школьника как личности;

Защитная, способствующая установке таких взаимоотношений, где прослеживается взаимоотношения, взаимовыручка, сочувствие, сопереживание.

 

 

3.      Содержание воспитательной работы.

Воспитательная работа в школе ведётся по следующим направлениям:

Художественно-эстетическое направление. Цель его развития потребности в прекрасном, способности к художественному мышлению, эстетическое осмысление ценностей мира;

Трудовое направление. Цель его – воспитание отношения к труду как к высшей ценности в жизни, развитие потребности в творческом труде, правильное и уважительное отношение к людям труда и к самому себе.

Патриотическое направление. Цель его – воспитание любви к своей Родине, району, селу где ты живёшь, желание активного преобразования действительности, помощь нуждающимся.

Учебное направление. Цель его – расширение кругозора, любознательности, потребности в глубоких и прочных знаний, повышение своего интеллектуального развития.

Спортивное направление. Цель его – воспитание потребности в здоровом образе жизни, потребности в физической красоте своего тела, соблюдение гигиенических норм жизни.

 

Все направления работы реализуются через следующие программы:

Программа «Юные дарования» (художественно-эстетическое направление). Ожидаемый результат – активное участие во всех культурных мероприятиях школы и села, развитое чувство прекрасного, умение всё делать красиво.

Программа «Здоровье» (спортивное направление). Ожидаемый результат – воспитанное чувство необходимости занятий спортом и физической культурой, потребность в здоровом образе жизни и физической красоте своего тела.

Программа «Милосердие»  Ожидаемый результат – развитое чувство милосердия, сострадания, желание оказать помощь нуждающимся.

Программа «Учись не ленись» (учебное направление). Ожидаемый результат – в каждом классе 100% успеваемость, участие одарённых в работе научных обществ, повышение интеллектуального уровня каждого ученика.

Программа «Твой мир» (патриотическое направление). Ожидаемый результат – жизнь по законам детского объединения и школы, соблюдение прав и выполнение обязанностей члена объединения, умение составить план работы и сделать анализ.

В целях успешной работы по всем направлениям и реализации программ, в целях интереса ребёнка укреплять связь семьи и школы. На родительских собраниях проводить всеобуч, учить владению способами разрешения конфликтных ситуаций. Взять под контроль проблемные семьи и проблемных детей.

 

4.      Этапы реализации программы.

 

I этап – подготовительный (2006 – 2007 учебный год).

Определение видов деятельности, форм, методов, создание материально-методической базы, разработка воспитательных программ классов – городов, изучение современных технологий новаторов.

 

II этап – практической деятельности (2007 – 2009 учебный год).

Реализация основных задач и принципов, использование в учебно-воспитательном процессе материала, накопленного в течение I этапа, использование социальной и психолого-педагогической поддержки ребенка, развитие индивидуальности каждого школьника. Отработка системы учебного самоуправления.

 

III этап – заключительно-обобщающий (2009 – 2010 учебный год).

Подведение итогов, обработка данных за период работы по программе. Анализ уровня воспитанности детей, сформированность школьного коллектива. Уровень достижения поставленных целей и задач.

Определение путей дальнейшего развития школы.

 

Основная цель школы – воспитание и формирование творческой личности, способной к активной жизненной позиции, самоутверждению в учебной и трудовой деятельности.

Для этого необходимо:

·         Использование инновационных, более результативных форм и методов работы, способствующей интеллектуальному развитию ребёнка.

·         Создание учебного самоуправления.

·         Развитие детского объединения как основы для общения, свободного выражения мыслей и творческого развития каждого школьника.

·         Создание условий для проявления, раскрытия и развития творческих способностей всех учащихся и учителей.

 

 

Этапы освоения и внедрения

 новой концепции развития школы.

 

I этап. – (2006 – 2007 гг.) – составление программы развития школы:

образовательных и воспитательных проектов; защита проектов, апробация и

внедрение.

 

            II этап. – (2007 – 2009 гг.) – практический – корректирование проектов,

 организация  учебно-воспитательного процесса.

 

III этап. – (2009 – 2010 гг.) – обобщающий, результативный – самоконтроль и экспертная оценка результатов обучения, воспитания и развития.

 

 

 

  

Перспективная модель развития школы.             

 

Ожидаемый результат

 

           I модель:

·         Создание прочной базы знаний, умений и навыков, необходимых для перехода в основную школу;

·         Содержание обучения должно содействовать развитию любознательности и заинтересованности, осознанию необходимости изучаемого материала, интеллектуальной удовлетворённости, получаемой от процесса обучения;

·         Учитель вводит учащихся в сферу учебного предмета, создаёт атмосферу эмоциональной включённости, возбуждения интереса к предмету, закладывает основы системных знаний, отрабатывает технику исполнения видов деятельности при решении различных учебных задач (т.е. научить учиться, обеспечить в будущем успешность его школьной карьеры до самого выпуска);

·         Развивая личность, оберегая индивидуальность учащихся, учим осознавать себя членами единого коллектива, успешно решающего задачи обучения и воспитания.

 

           II модель:

·         Учащиеся переходят к изучению основ наук, к установлению идейной системы знаний, получаемых по разным дисциплинам;

·         Усваивая учебный материал, школьники учатся вскрывать связи и отношения, овладевать умением формировать суждения и умозаключения, проводить аналогии;

·         Развитие навыков систематизации, классификации, обобщения (учатся мыслить);

·         Расширение содержания образования через введение новых предметов познавательной деятельности с помощью факультативов, кружков, развивающих часов и т.д.;

·         Умение использовать знания и умения, полеченные при изучении одного предмета, при изучении другого;

·         Сохраняется необходимость дифференцированной помощи учащимся через классы коррекции или коррекционные групповые занятия.

 

           III модель: 

·         Конкретизация познавательных интересов учащихся;

·         Углубление знаний в различных предметных кафедрах НОУ;

·         Групповая и индивидуальная исследовательская деятельность;

·         Урочная учебная деятельность осуществляется через технологии повышенного уровня: лекции, семинары, зачёты, блоки и т.д.

 

           IV модель:

·         Учитель – научный руководитель, выводящий ученика на более высокий уровень обобщения и абстрагирования, причиной объяснения явлений, умение аргументировать и доказывать свои положения, связывать изучаемые явления в систему, выявлять широкие аналоги;

·         У учащихся появляется достаточно узкая тематика учебных и внеучебных интересов, определяется область профессиональной деятельности, и вся система интересов относится к ней, т.е. вся познавательная деятельность подчиняется определённой личностной цели;

·         Формирование научного стиля мышления, который является устойчивым качеством личности, выступает как необходимое условие самообразования, формирование способности к самостоятельному добыванию знаний;

·         Интеллектуальная и общепсихологическая подготовка к дальнейшему положению образования в техникумах и вузах.

 

           V модель:

·         Формирование мотивации большей части педагогического коллектива на начало и продолжение инновационной деятельности;

·         Качественный рост профессиональной активности педагогов: изучение и внедрение ППО; обобщение индивидуального педагогического опыта – создание основ банка ППО школ;

·         Повышение квалификации через самообразование, КПК, участие в профессиональных объединениях учителей;

·         Дальнейшее формирование УМК в свете поставленных перед школой задач.

 

 

 

 

Здоровьесберегающая деятельность.

 

Основные направления

Мероприятия, рассчитанные на перспективу

Условия

1. Диагностика и мониторинг состояния здоро-вья учащихся и учителей

- Ежегодные углублённые медосмотры, выявление отклонений, осмотр специалиста-ми по показаниям здоровья, составление «карточек здоровья» учащихся, начиная с 1-го класса в 2006-07  учебном году;

- Анализ состояния здоровья, выявление тенденций.

- Взаимодействия с медицинскими учреж-дениями, ДЮСШ, учреждениями культуры;

- Использование бюджетных средств, средств родителей и собственных.

2. Коррекция здоровья при осуществлении образовательного процесса и в летний период

- Приобретение физиотерапевтических приборов, медикаментов для кабинета стоматолога, выполнения предписанных процедур;

- увеличение охвата горячим питанием, организация деятельности питания, введение в рацион питания витаминных и йодсодержащих препаратов

3. Поддержка санитарно-гигиенического режима, профилактика травматизма

Постоянный контроль за выполнением санитарных норм и предписаний органов надзора, своевременный ремонт здания и оборудования, регулярная корректировка инструкций по ТБ, инструктирования

- Взаимодействие с медицинскими учреж-дениями, ДЮСШ,

учреждениями культуры;

- Использование бюджетных средств, средств родителей и собственных.

4. Усиление двигательного режима

Проведение физкультминутки в начальных и средних классах, увеличение уроков физкультуры, оборудование дополнительно-го помещения для занятий, приобретение спорт инвентаря, охват всех нуждающихся детей занятиями ОФП и корректирующей гимнастики, творческими кружками.

 

 

 

 

Поэтапный план реализации проекта «Здоровье».

 

Мероприятия

Сроки

Исполнители

Комплекс мероприятий по разработке проекта

1. Медико-педагогическая экспертиза:

  • Анализ основных характеристик состояния здоровья детей в школе;
  • Анализ работы школы по укреплению и охране здоровья детей;

 

 

2006

 

2. Обсуждение проект «Здоровье». Выбор приоритетных направлений проекта. «Круглый стол»

2006

 

3. Консультация по проекту участников. Подготовка и проведение семинара «Образование и здоровье ребёнка»

2006

 

4. Проведение конкурсного отбора предложений по реализации проекта

2007

 

5. Итоговая экспертиза хода реализации проекта

2007

 

6. Итоговая конференция «Образование и здоровье ребёнка» - результаты первого года

Август 2007

 

7. Подготовка методического пособия «Как работать по проекту «Здоровье» для педагогов и родителей

2007

 

Комплекс мер по охране и укреплению здоровья детей

1. Целевая поддержка материального оснащения  школы

2007

 

2. Разработка методики оценки инновационных технологий обучения

2007

Специалисты

3Отслеживание работоспособности (утомляемости), тревожности и других психических показателей учащихся

Определение влияния учебной нагрузки на психическое здоровье детей;

  • Оценка психического развития и индивидуальных особенностей школьников для прогноза обучаемости и диагностики причин неуспеваемости;
  • Изучение психологических возможностей и готовности детей к обучению;
  • Выявление профессиональных интересов и способностей с целью профессионального самоопределения;
  • Динамика личностного и профессионального роста педагогов по проекту «Здоровье» (личное здоровье и здоровье обучающегося);
  • Разработка и внедрение системы медико-физического контроля за адаптацией воспитанников к различным формам обучения;
  • Разработка и внедрение комплекса мероприятий по коррекции психологического физического здоровья учащихся;
  • Создание программы воспитания и развития для детей с отклонениями в развитии.

2006 - 2008

Психологи

 

 

 

 

Психолого-медицинская комиссия 

психолого-медицинская комиссия

 

 

психологи

 

классные руководители, психологи

 

 

 

 

 

 

Координация работы учреждений образования и здравоохранения

 в решении проблем охраны и укрепления здоровья детей

1. Мониторинг состояния здоровья детей

2006 – 2010

 

2. Привлечение средств страховой медицины для поддержки здоровья учащихся

2007

 

3. Разработка системы профилактики и коррекции здоровья школьников

2007

 

4. Разработка и апробация программы по профилактике наркотиков, алкоголя, табака

2007

 

5. Разработка и апробация по профилактике СПИДа

2007

 

Экспериментальная работа

1. Мониторинг опыта работы педагогов с детьми, имеющими особенности развития

2006 – 2010

 

2. Создание творческой группы педагогов, работающих с особыми детьми (одарёнными, ослабленным здоровьем) для отбора здоровьесберегающих методик

2006

 

3. Конференция «Здоровьесберегающие технологии обучения»

2007

 

 

 

 

5. Разработка методики создания социально-психологической службы в школе

2008

 

6. Вовлечение родителей в работу школы по сохранению и укреплению здоровья детей

2007

 

7. Система обучения родителей и учителей по проблеме охраны, укрепления и сохранения здоровья детей

2007

 

8. Обеспечение преемственности дошкольного и школьного обучения с учётом здоровья детей

2007

 

Повышение квалификации работников образования и просвещение

родителей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей

1. Разработка программ и создание постоянно действующего семинара для воспитателей, учителей, школьных психологов «Здоровье и школа»

2007

 

2.ФОРМИРОВАНИЕ антиалкогольного и антинаркотического воспитания школьников

 

 

3. Подготовка и издание листовок, брошюр для педагогов и родителей

2008

 

 

 

  Программа «Одарённые дети».

 

                 I. Концепция программы

                 Выявление одарённых детей должно начаться уже в начальной школе на основе

                 наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти,

                 логического мышления. Работа с одарёнными и способными учащимися, их

                 поиск, выявление и развитие должно стать одним из важнейших аспектов

                 деятельности школы.

 

                 В дальнейшем будем опираться на следующее определение одарённых

                 детей:

·         Имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;

·         Имеют доминирующую активную, насыщенную познавательную потребность;

·         Испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.

 

                 Условно можно выделить три категории одарённых детей:

1.      Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).

2.      Дети с признаками специальной умственной одаренности – в определённой области науки (подростковый образ).

3.      Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).

 

                 II. Принципы педагогической деятельности в работе с одарёнными детьми:

·         Принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

·         Принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

·         Принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

·         Принцип создания условий для современной работы учащихся при минимальном участии учителя;

·         Принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

 

                 III. Цели и задачи работы с одарёнными детьми.

                 Выявление одарённых детей.

 

                 Для реализации первой цели необходимо решить следующие задачи:

·         Обучение через методическую учёбу, педсоветы, самообразование, КПК;

·         Накопление библиотечного фонда по данному вопросу;

·         Знакомство педагогов с приёмами целенаправленного педагогического наблюдения, диагностики;

·         Проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад, позволяющих учащимся проявить свои способности.

 

                 Создание условий для оптимального развития одарённых детей, чья одарённость

                 на данный момент может быть ещё не проявившейся, а также просто способных

                 детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на качественный скачёк в

                 развитии их способностей.

 

                 Для реализации второй цели необходимо решить следующие задачи:

·         Отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;

·         Предоставление возможности совершенствовать способности в современной деятельности со сверстниками, научным руководителем, через самостоятельную работу.

 

                 IV.  Стратегия работы с одарёнными детьми

                 Успешность работы с одарёнными детьми во многом зависит от того, как

                 организована работа с этой категорией учащихся в начальной школе.

 

                  I этап – аналитический – при выявлении одарённых детей учитывается их

                  успехи в какой-либо деятельности; учебной, художественной, физической и т.д.

                  Этот этап (1 – 4-й год обучения) характеризуется тем, что дети охотно

                  осваивают навыковое содержание учения под руководством учителя и

                  самостоятельно. На этом этапе очень важно организовать урочную и  

                  внеурочную деятельность как единый процесс, направленный на развитие

                  творческих, познавательных способностей учащихся, предложить такое

                  количество дополнительных образовательных услуг, где бы каждый ученик мог

                  реализовать свои эмоциональные, физические потребности.

                  Творческий потенциал ребёнка может получить развитие в разных

                  образовательных областях, но наиболее естественно, сообразно самой природе

                  деятельности – в области художественного развития. В связи с этим

                  целесообразно использовать часы вариативной части в обучении младших

                  школьников на организацию творческих мастерских.

 

                  Творческие мастерские:

·         Мастерская художественного слова;

·         Ремесленная мастерская (прикладное искусство);

·         «В мире прекрасного» (изобразительная деятельность);

·         Мастерская здорового образа жизни (девиз: «В здоровом теле здоровый дух»).

 

                  Урочная и внеурочная деятельность должна строиться таким образом чтобы

                  учащийся мог проявить свои возможности в самых разных сферах

                  деятельности. Это важно как источник приобретения новых знаний и нового

                  опыта, и должно служить основой для трансформации этих знаний в другие

                  сферы деятельности в классах II и III ступени.

 

                  II этап – диагностический (5 – 9-е классы) – на этом этапе проводится

                  индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и

                  способностей ребёнка через различные виды деятельности: учебную и

                  внеклассную.

                  Содержание работы с одарёнными учащимися определяется в рамках каждой из

                  учебных дисциплин. Содержание учебного материала должно настраивать

                  учащихся на непрерывное обучение, процесс познания должен быть для таких

                  детей самоценным.

                  На II этапе нужен постепенный переход к обучению не сколько фактам, сколько

                  идеям и способам, методам, развивающим мышление, побуждающим к

                  самостоятельной работе, ориентирующим на дальнейшее

                  самосовершенствование и самообразование, постепенное проявление той цели

                  для достижения которой они прилагают столько духовных, интеллектуальных и

                  физических усилий.

                  На этом этапе работы с одарёнными детьми наиболее целесообразны групповые

                  формы работы (возможность организации таких групп предоставляется БУП):

                  спецкурсы, миникурсы, «мозговые штурмы», ролевые тренинги, научно-

                  практические работы, творческие зачёты, проектные задания и т.д.

                  Важным фактором, влияющим на развитие одарённых учащихся и выявление

                  скрытой одарённости и способностей, является система внеклассной

                  воспитательной работы в школе. основой такой системы выступает

                  «погружение в культуру», функциями системы является обучение и

                  воспитание, а организующим началом – игра.

 

                  III этап – этап формирования, углубления и развития способностей

                  учащихся.

                 Старшая школа является особым образовательным пространством в рамках

                  которого, с одной стороны, завершается выполнение обществом её

                  обязательной функции по формированию социально-адаптированной личности,

                  а с другой стороны, реально происходит постепенная переориентация

                  доминирующей образовательной парадигмы к созданию условий для

                  становления комплекса компетенции, которые рассматриваются как

                  способности человека и коммуникационного пространства. Исходя из этого    

                  формируются новые принципы и методология организации образовательного

                  пространства в старшей школе:

·         Индивидуализированные формы учебной деятельности (работа по индивидуальным программам, заочные курсы);

·         Выработка проектно-исследовательских навыков (проектная методика);

·         Самоопределение старшеклассников в отношении профилирующего направления собственной деятельности (профильные классы);

·         Четко определённое с этической точки зрения коммуникативное поле.

 

                 V. Условия успешной работы с одарёнными учащимися.

·         Сознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению;

·         Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одарёнными детьми;

·         Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одарёнными детьми является одним из приоритетным направлением работы ОУ.

 

                 Включение в работу с одарёнными учащимися в первую очередь учителей,

                 обладающих определёнными качествами:

·         Учитель для одарённого ребёнка является личностью продуктивно реагирующей на вызов, умеющий воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам. Взаимодействие учителя с одарённым учеником должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки, быть недирективным;

·         Учитель верит в собственную компитентность и возможность решать возникающие проблемы. Он готов нести ответственность за принимаемые решения, и одновременно уверен в своей человеческой привлекательности и состоятельности;

·         Учитель считает окружающих способными самостоятельно решать свои проблемы, верит в их дружелюбие и в то, что они имеют положительные намерения, им присуще чувство собственного достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать;

·         Учитель стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других, заниматься самообразованием и саморазвитием.

               

                 Учитель должен быть:

·         Профессионально грамотным;

·         Интеллектуальным, нравственным и эрудированным;

·         Проводником передовых педагогических технологий;

·         Психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;

·         Знатоком во всех областях человеческой жизни.

 

                 VI. Формы работы с одарёнными учащимися

·         Творческие мастерские;

·         Групповые занятии по параллелям классов с сильными учащимися;

·         Факультативы;

·         Кружки по интересам;

·         Конкурсы;

·         Интеллектуальный марафон;

·         Спецкурсы;

·         Участие в олимпиадах;

·         Работа по индивидуальным планам;

                 При всех существующих трудностях в системе общего среднего образования

                 сегодня открываются новые возможности для развития личности учащегося, и

                 одарённой личности в частности. Программа развития нашей школы

                 предусматривает целенаправленную работу с одарёнными учащимися начиная с

                 начальной школы и до осознанного выбора жизненного пути.

Национальный фонд подготовки кадров. Проекты в сфере информатизации образования.
Курс подготовлен по технологии «Веб-Конструктор для образования».