Программа развития на 2011-2015 гг.

 

БОУ "Бутаковская средняя школа" Знаменского муниципального района Омской области

Программа развития на 2011-2015 гг.

 

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

МОУ Бутаковская средняя общеобразовательная школа

на 2011- 2015 годы

 

 

«Здоровьесберегающая среда школы в условиях использования новых образовательных технологий»

  

 

CОДЕРЖАНИЕ

1.     Паспорт Программы развития школы

2.     Введение

3.     Важнейшие ориентиры развития школы

4.     Анализ потенциала развития школы

4.1.                    Анализ актуального развития школы в динамике за три года

4.2.                    Результаты маркетингового анализа внешней среды

4.3.                    Анализ потенциала развития школы

5.     Концепция развития школы

5.1.                    Ценностные приоритеты развития школы

5.2.                    Концептуальная модель развития школы

6.     Инструментарий развития школы

6.1.                    Цель и задачи развития

6.2.                    Проекты развития школы

7.     Финансовый план реализации Программы развития школы

 

 

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

БУТАКОВСКАЯ  СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

НА 2011-2015 год.

 

1.     П А С П О Р Т

 

Наименование Программы

Программа развития государственного общеобразовательного учреждения Бутаковская средняя общеобразовательная школа на 2011-2015  годы

 

Основной  разработчик программы

 

Ответственные:

-          заместитель директора по УВР Яконюк Н.М.

-           заместитель  директора по ВР Осипова Е.В.

 

 

Цель  программы

 

Создание системы условий для воспитания здорового, физически развитого человека с выраженной гражданской и нравственной позицией на основе личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию и использования здоровьесберагающих технологий.

Задачи программы

Изменение образовательной среды

Внедрение инновационных педагогических технологий

Информатизация образовательного пространства

Совершенствование системы воспитательной работы

Создание системы здоровьесбережения

 

Условия создания здоровьесберегающей среды в школе:

 

  • создание системы непрерывного развивающего обучения;
  • создание условий для оптимальной организации учебного дня и учебной недели с учетом санитарно-гигиенических норм и особенностей возрастного развития детей;
  • интегрированность обучения, обеспечение учащихся знаниями, умениями, навыками и предоставление возможностей самопознания,  проявления его способностей, самореализации;
  • высокий профессионализм  педагогических работников;
  • система дополнительного образования, направленная на развитие всесторонне развитой личности и сохранения здоровья у учащихся;
  • развитость материально-технической базы и стремление создания комфортных, безопасных условий в школе;
  • использование внешних ресурсов, путем расширения социального партнерства;
  • приобщения к достижениям научно-технического прогресса, к информационной культуре.

 

Сроки и этапы реализации программы

 

 

На первом этапе (2011 - 2012 годы)  создание единого информационного пространства для повышения темпов обновления знаний участников образовательного процесса по вопросам, связанным с темой здоровья.

На втором этапе (2012 - 2013 годы) – повышение эффективности здоровьесберегающей деятельности школы за счёт оперативного распространения инновационных педагогических технологий.

На третьем этапе (2013 - 2015 годы) – внедрение и распространение результатов, полученных на предыдущих этапах

 

 

 

Объёмы и источники финансирования программы

-          за счёт средств регионального бюджета;

-          за счёт средств муниципального бюджета;

-          за счёт внебюджетных источников.

Ожидаемые конечные результаты реализации программы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.      снижение заболеваемости за счет своевременной диагностики состояния здоровья детей всех возрастных групп;

2.      уменьшение воздействия неблагоприятных факторов обучения;

3.      формирование мотивации к здоровому образу жизни;

4.      повышение квалификации педагогов по вопросу сохранения здоровья детей;

5.      внедрение инновационных педагогических и здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс.

2.Введение

Программа развития Муниципального общеобразовательного учреждения Бутаковская средняя общеобразовательная школа на 2011-2014 гг." разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

-        Конституция Российской Федерации.

-        Закон Российской Федерации "Об образовании".

-        Постановление Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2005 г. № 803 «Федеральная целевая программа  развития образования на 2006-2010 гг.»

-        Постановление Правительства Российской Федерации от 04.10.2000 N 751 "О национальной доктрине образования в Российской Федерации".

-        Постановление Правительства Российской Федерации от 16.02.2001 N 119 "Об организации эксперимента по введению единого государственного экзамена".

-        Постановление Правительства Российской Федерации от 09.06.2003 N 334 "О проведении эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования".

-        Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 1756-р.

-        Приказ Министерства образования Российской Федерации от 18.07.2002 N 2783 "Об утверждении Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования".

-        Закон Омской области «Об образовании»

-        Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года.

-        Устав МОУ Бутаковская  СОШ

-        Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».

3.Важнейшие ориентиры развития школы

 

Бутаковская школа являясь муниципальной общеобразовательной школой, ориентирована  на обучение, воспитание и развитие учащихся с учётом их индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических и интеллектуальных)  особенностей, образовательных потребностей и возможностей, личностных склонностей путём создания в ней здоровьесберегающей педагогической системы и максимально благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития каждого ребёнка. 

Программа развития школы – целостная система мер по гуманизации, гуманитаризации,  дифференциации,  индивидуализации обучения и воспитания школьников, учитывая потребности обучаемых, их родителей, общественности и социума.

Вышеперечисленные  принципы, лежащие в основе построения программы, сориентированы на личность ребёнка и создание в школе условий для развития  его способностей и внутреннего духовного мира, на свободное сотрудничество  педагогов и учеников,  учащихся  друг с другом, педагогов  и родителей. Поиск подходов  к их практической реализации в школьной практике составляет ведущую цель Программы развития школы.

От года  к году увеличивается значение  и роль экономического  и валеологического образования, которое осознаётся сегодня как фактор  социально-экономического, научно-технического, общекультурного  прогресса нашего общества. 

Школа базирует свое развитие, откликаясь, прежде всего, на потребности своего внутреннего потенциала саморазвития. В этом случае при соответствующем учете внешних воздействий есть возможность качественного прогнозирования и  проектирования развития школы на длительную перспективу. Гармония в отношении субъектов педагогического процесса в этом случае гарантирована. 

Однако, учитывая динамику изменения социальной и педагогической действительности в окружении школы, такой сценарий  будет носить во многом идеальный характер. Стратегия маркетинга должна стать базой для выявления будущих направлений поведения педагогической системы школы.  В основу указанной стратегии должна быть положена концепция маркетинга: ориентация на каждого конкретного потребителя в каждом сегменте рынка образовательных услуг, прежде всего  должна быть перестроена система управления школой.

Представляется, что для  потребителя образовательных услуг школы такой сценарий будет наиболее предпочтительным, так как родители увидят в деятельности администрации серьезную, продуманную стратегию развития, а также смогут проводить в жизнь свои законные требования по изменению различных сторон образования своих детей. С другой стороны, администрация и педагоги школы смогут провести коррекцию нецелесообразных, с педагогической точки зрения требований родителей и обосновать свое мнение, исходя из стратегических соображений развития школы.

Таким образом, указанные ориентиры развития создают благоприятное  поле для сотрудничества всех основных субъектов педагогического процесса школы.

4.     Анализ потенциала развития школы

 

4.1.                    Анализ актуального развития школы в динамике за 3 года

 

Динамика развития школы за последние годы может быть ёмко охарактеризована через следующие показатели:

-        успеваемость и качество знаний учащихся;

-        количественный и качественный состав педагогических работников;

-        учебно-методическая работа школы;

-        наличие у школы перспективы развития.

В 2005/2006 учебном году произошло сокращение классов и реальной наполняемости школы, данное явление было ожидаемо и вызвано объективными причинами:

 

-         сокращение численности учащихся в школе, вызванное падением рождаемости в России в 90-х годах.

 

Численность  учащихся по ступеням обучения

 

Показатели

2007-08

2008-09

2009-10

2010-11

Всего учащихся

80

76

74

88

Из них

1-4

26

24

20

28

5-9

47

45

39

46

10-11

7

7

15

14

Количество классов

11

11

11

11

Из них

1-4

4

4

4

4

5-9

5

5

5

5

10-11

2

2

2

2

Среднее количество учащихся в классе

7

7

7

8

Итоги учебной работы за последние три года.      

 

 

2008/2009

2009/2010

2010/2011

Начальная школа

Качество знаний

74,00%

73,30%

74,60%

Процент успеваемости

100,00%

100,00%

100,00%

Основная школа

Качество знаний

58,20%

60,90%

62,70%

Процент успеваемости

100,00%

100,00%

100,00%

Средняя школа

Качество знаний

100,00%

70,00%

77,50%

Процент успеваемости

100,00%

100,00%

100,00%

 

 

 

Количество обучающихся,  окончивших образовательное учреждение с медалями

 

   Параметры

 

 

 

2008-2009

 

 

 

2009-2010

2010-2011

  Золотых медалистов

1

-

-

Серебряных медалистов

 

 

-

1

-

Итого медалистов:

 

1

 

1

-

 

 

 

 

 

Результаты участия в  ЕГЭ

 

 

Учебный год

Предмет

Сдавали

Средний балл

Высший балл

2008-2009

русский язык

2

67,5

79

математика

2

66,5

76

физика

1

50

50

 

обществознание

1

75

75

2009-2010

русский язык

5

64,4

73

математика

5

45

71

физика

1

67

67

 

история России

1

51

51

 

обществознание

3

57,3

63

 

биология

2

55,5

63

 

литература

1

51

51

 

информатика

1

76

76

2010-2011

русский язык

10

58,3

66

математика

10

49

60

физика

1

43

43

 

биология

6

49,1

61

 

химия

3

46,3

53

 

обществознание

2

54,5

67

 

 

Трудоустройство выпускников за последние годы:

 

Традиционно, большинство выпускников школы нацелены  продолжать обучение в ВУЗах.

 

Год

Количество выпускников

ВУЗ

ССУЗ и проф.          уч-ща

Иной выбор

кол-во         уч-ся

%

кол-во         уч-ся

%

кол-во        уч-ся

%

2008

5

4

80,00%

1

20,00%

-

-

2009

2

2

100,00%

-

-

-

-

2010

5

2

40,00%

3

60,00%

-

-

Выпускники обучаются в следующих ВУЗах:

  • Омская Аграрная академия.
  • Классический университет им.  Достоевского
  • Филиал ОмГПУ в г. Таре
  • Университет путей сообщения

Положительные результаты учебных достижений учащихся связаны с характеристиками педагогического коллектива. Последние годы школа не испытывает дефицита в педагогических кадрах. Ведется преподавание всех предметов, предусмотренных учебным планом, каждый предмет ведётся специалистом в данной области.  Возросла активность учителей в повышении квалификации и аттестации, а также в области  освоения информационных технологий.

 

Качественный состав педагогических кадров

Сведения о руководителях

 

Профессиональные награды

Директор: Петрова Ольга Николаевна

Грамота МО Омской области

Замести-

тели

по учебно-воспитательной работе-

Яконюк Наталья Михайловна

Грамота Комитета по образованию Администрации Знаменского района

по воспитательной работе -  Осипова  Евгения Владимировна

 Почётная грамота МО Омской области

 

 

Состав кадров ОУ (реально занятых ставок, без вакансий)

2011/2012 уч.г.

Всего специалистов (в том числе совместителей):

15

Постоянные (основные) сотрудники

15

Совместители

5

Наличие в штате (реально занятых ставок):

3,5

Административных работников

3

Учителей (начальной школы, предметников)

11

Старших вожатых

1

В том числе имеют  образование:

 

высшее

12(80%)

среднее специальное

3(20%)

имеют квалификационные категории:

 

высшую

1(6,7%)

первую

5(33%)

вторую

3(20%)

имеют ведомственные награды

 

 «Отличник народного образования»

2

Грамота Министерства образования и науки РФ

2

 

В  2011   году учитель математики нашей школы Клемченко В.В. принял участие  в конкурсе «Учитель года» (3 место).

Директор школы Петрова О.Н. приняла участие в областном конкурсе «Лидер в образовании» (сертификат участника).

 

Вывод: уровень образования и квалификации педагогических кадров  соответствует типу и виду ОУ.

 

Материальная база школы

 

Оптимизации учебного процесса способствует наличие:

  • спортивного зала,
  • спортплощадки,
  • тренажерного зала,
  • библиотеки.

Все кабинеты оснащены техническими средствами обучения;  в каждом кабинете имеются компьютеры, 4 проектора, мультимедийная доска, 1 мобильный класс, 2 телевизора, 2 музыкальных центра, цифровая видеокамера, цифровой фотоаппарат, 2 ноутбука.

Специальные кабинеты:

§  компьютерный класс.

 

 

Вывод:  в период с 2006  по 2010 гг.  существенно улучшена материальная база. Учебные кабинеты оснащены современными техническими средствами обучения. Приобретено 22 компьютера, принтеры, ксерокс, сканер. Оборудован современный компьютерный класс. Есть постоянный  выход в сеть Internet по выделенной линии. Такое оснащение школы дает возможность использовать на уроках новейшие технологии обучения. Активно внедряются информационные технологии на уроках в начальной, средней и старшей школах.  Осуществлению учебного процесса помогает книжный фонд библиотеки. Материально-техническая база МОУ Бутаковская средняя общеобразовательная школа, информационно-техническая обеспеченность образовательного процесса соответствует лицензионным условиям, региональным показателям.

 

 

Образовательные программы,  реализуемые в школе, и особенности учебного плана

В соответствии с Лицензией школы Муниципальное  образовательное учреждение Бутаковская средняя общеобразовательная школа   реализует следующие образовательные программы:

·         начального общего образования

·         основного общего образования

·         среднего (полного) общего образования

 

Цели и задачи образовательного процесса

 

  1. Обеспечить усвоение учащимися обязательного минимума содержания начального, основного, среднего (полного) общего образования на уровне требований государственного образовательного стандарта.
  2. Гарантировать преемственность образовательных программ всех уровней.
  3. Создать основу для адаптации учащихся к жизни в обществе, для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ.
  4. Формировать позитивную мотивацию учащихся к учебной деятельности.
  5. Обеспечить социально-педагогическое отношения, сохраняющие физическое, психическое и социальное здоровье учащихся.

 

Содержание подготовки учащихся

Цели школьного образования можно обозначить как, с одной стороны развитие личности, способной к творчеству, и, с другой стороны подготовка носителей социальных функций.

 

На первой ступени обучения, педагогический коллектив начальной школы призван: сформировать у детей желание и умение учиться; гуманизировать отношения между учащимися, учителями и учащимися; помочь школьникам приобрести опыт общения и сотрудничества; смотивировать интерес к знаниям и самопознанию, сформировать первые навыки творчества на основе положительной мотивации на учение; прочной базовой общеобразовательной подготовки школьников на основе гуманитаризации образования.

 

На второй ступени обучения, представляющей собой продолжение формирования познавательных интересов учащихся и их самообразовательных навыков, педагогический коллектив основной школы стремится: заложить фундамент общей образовательной подготовки школьников, необходимый для продолжения образования на третьей ступени и выбора ими своего направления профессиональной подготовки с учетом собственных способностей и возможностей; создать условия для самовыражения учащихся на учебных и внеучебных занятиях в школе.

 

Образование на третьей ступени обучения, ориентированное на продолжение развития самообразовательных навыков и особенно навыков самоорганизации и самовоспитания, предопределило необходимость решения педагогическим коллективом полной, средней школы следующих задач: продолжить нравственное, физическое и духовное становление выпускников, полное раскрытие и развитие их способностей; сформировать психологическую и интеллектуальную готовность их к профессиональному и личностному самоопределению; обеспечить развитие теоретического мышления, высокий уровень общекультурного развития.

 Образовательная программа школы реализуется через учебный план.

 

Учебный план на 2011-2012 учебный год

МОУ Бутаковская средняя общеобразовательная школа

Пояснительная записка к учебному плану для 2-4 классов, 5-11 классов

на 2011– 2012 учебный год

 

  Настоящий учебный план разработан на основе:

 

 1. Приказа Минобрнауки РФ от 20 Августа 2008 N 241 "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН И ПРИМЕРНЫЕ УЧЕБНЫЕ ПЛАНЫ ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ПРОГРАММЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, УТВЕРЖДЕННЫЕ ПРИКАЗОМ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 9 МАРТА 2004 Г. N 1312 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО БАЗИСНОГО УЧЕБНОГО ПЛАНА И ПРИМЕРНЫХ УЧЕБНЫХ ПЛАНОВ ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ПРОГРАММЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ".

 

2. Приказа Минобрнауки РФ от 3.06.2011г. № 1994 «  О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для ОУ РФ от 9 марта 2004 г. № 1312». 

3. Приказа Минобрнауки РФ от 30.08.2010 № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».

4.  Приказа Минобрнауки РФ от 31.08.2008 № 320 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

5.  Приказа Минобрнауки РФ от 3.06.2008 № 164 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утверждённый приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

6.  Приказа Минобрнауки РФ от 19.10.2009 № 427 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»

Начальная школа.

    Учебный процесс в 2-4 классах организуется в рамках  программы четырёхлетней начальной школы «Перспективная начальная школа».

       Во  2, 3,4  классах изучаются обязательные учебные предметы: «Русский язык», «Литературное чтение», «Математика», «Окружающий мир», «Изобразительное искусство», «Музыка», «Физическая культура», «Технология». В связи с появлением нового специалиста иностранного языка , во 2 классе введён «Иностранный язык» (английский) в объёме 2 часа в неделю, в 3, 4 классе продолжается изучение немецкого языка.В 3,4 классах введён предмет «Информатика» в объёме 1 часа в неделю. С целью сохранения и улучшения здоровья детей во 2,3,4 классах введён 3-й час физической культуры.

Учебный предмет «Окружающий мир» является интегрированным. В его содержание дополнительно введены развивающие модули и разделы социально-гуманитарной направленности, а также элементы безопасности жизнедеятельности.                                                                                                                                                                                Региональный компонент «Омское Прииртышье» ведется интегрировано   на следующих предметах: «Окружающий мир», «Изобразительное искусство», «Музыка», «Литературное чтение», «Технология».

 

Основная школа.

         К обязательным учебным предметам основной школы  относятся: «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык» (Английский —  5 класс, немецкий — 6-11классы), «Математика» - 5,6 классы, «Алгебра» - 7-8 классы, «Геометрия» - 7-8 классы, «Информатика и ИКТ» - 8,9 классы, «История», «Обществознание» - 6-9 классы, «География»- 6-9 классы, «Биология» - 6-9 классы, «Физика» - 7-9 классы, «Химия» - 8,9 классы, «Природоведение»- 5 класс, «Искусство» - 8,9 класс, «Музыка» - 5-7 классы, «ИЗО» - 5-7 классы, «Физическая культура», «ОБЖ» - 8 класс, «Технология».

С целью сохранения и улучшения здоровья детей во 5-9 классах за счёт компонента образовательного учреждения введён 3-й час физической культуры. Учитывая малую наполняемость 8  класса учебные предметы «Физическая культура» и «Искусство» объединены  в 8 и 9 классах; 

Учебный  предмет «Технология» ведётся в 5, 6, 7, 8 классах по 2 часа в неделю, в 9 классе — 1час в неделю (1час в 8 классе и 1 час в 9 классе введён за счёт компонента образовательного учреждения — данное введение объясняется расположением школы в сельской местности и особенностью ведения школьного хозяйства).

 За счёт часов компонента образовательного учреждения   введены следующие предметы: в 8классе «Основы православной культуры» (1ч в неделю), предмет «Основы православной культуры» обладает высоким воспитательным потенциалом духовно-нравственного воздействия на личность школьника, знакомит его с историко-культурным опытом народа, с его духовными традициями;  Учитывая возрастающее значение русского языка и необходимость подготовки учащихся к ГИА на его изучение добавлен 1 час в  7классе, 1 час в 9 классе. В 6 классе добавлен 1 час на изучение «Географии».С целью развития пространственного мышления и умения соблюдать масштаб в 9 классе введён учебный предмет  «Черчение» - 1 час в неделю. Ввиду того, что практически во всех профессиональных заведениях при обучении требуется знание информатики и ИКТ, на их изучение добавляется  1ч в неделю в 5 классе . Школа работает в программе ИнКО «Школа – территория здоровья», в связи с этим введены 2 дополнительных часа на изучение «ОБЖ»:  по 1ч в неделю в 5 и 6 классах .

С целью патриотического воспитания школьников и пробуждения интереса к истории  и культуре народов родного края в настоящий учебный план введён региональный компонент «Омское Прииртышье», который ведётся интегрировано   на следующих предметах: «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «История», «Обществознание», «Технология».

       

Средняя школа.

      В 10 -11 классах по решению учащихся и их родителей вводится универсальное (непрофильное)

обучение.  К  обязательным учебным предметам относятся: «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык» (немецкий), «Биология», «Физика», «Химия», «География», «Алгебра и начала анализа», «Геометрия» ,«Информатика и ИКТ», «История», «Обществознание », «Мировая художественная культура», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Физическая культура», «Экономика».  

      Интегрированный учебный предмет «Обществознание» включает разделы «Экономика» и «Право».

     С учетом возрастающей роли русского языка в многонациональном государстве и обязательности ЕГЭ по этому предмету, за счёт часов компонента образовательного учреждения  в 10 и 11 классах на изучение русского языка дополнительно  выделено по 2 часа в неделю. Ввиду того, что практически во всех профессиональных заведениях при обучении требуется знание математики и обязательности ЕГЭ по этому предмету, на изучение алгебры и начала анализа выделено 4 часа за счёт часов компонента образовательного учреждения: 2 часа - 10 класс, 2 часа – 11 класс. Учитывая то, что в последние годы растёт количество учащихся, желающих сдавать  ЕГЭ по физике, обществознанию,химии, биологии из часов компонента образовательного учреждения введены следующие дополнения: 1 час в неделю физики в 10 классе, по 1 часу в неделю обществознания в 10 и 11 классах, по 1 часу в неделю  химии в 10 и11 классах, по 1 часу в неделю биологии в 10 и 11 классах.  С целью сохранения и улучшения здоровья детей за счёт компонента образовательного учреждения вводится 3-й час физической культуры в 10 и 11 классах.

На изучение предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» отводится 1 час в неделю в 10 классе и 1 час в неделю в 11 классе.

Региональный компонент «Экология» введён в объёме 1 часа в 11 классе.

Региональный компонент «Омское  Прииртышье» ведётся интегрировано  на следующих предметах: «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «История», «Обществознание», «Технология».

 

Базисный учебный план для образовательных учреждений РФ

основного и среднего общего образования

 

Учебные предметы

 

5

6

7

8

9

10 - 11

Русский язык

6

6

4

3

2

1 / 1

Литература

2

2

2

2

3

3 / 3

Иностранный язык  (Немецкий)

 

3

3

3

3

3 / 3

Иностранный язык  (Английский)

3

 

 

 

 

 

Математика

5

5

 

 

 

 

Алгебра

 

 

3

3

3

 

Алгебра и начала анализа

 

 

 

 

 

2 / 2

Геометрия

 

 

2

2

2

2 / 2

Информатика и ИКТ

 

 

 

1

2

1  / 1

История

2

2

2

2

2

2 / 2

Обществознание

 

1

1

1

1

1 / 1

Экономика

 

 

 

 

 

1 / 1

География

 

1

2

2

2

1 / 1

Биология

 

1

2

2

2

1 / 1

Физика

 

 

2

2

2

2 / 2

Химия

 

 

 

2

2

1 / 1

Природоведение

2

 

 

 

 

 

Искусство

 

 

 

1

1

 

Музыка

1

1

1

 

 

 

МХК

 

 

 

 

 

1 / 1

ИЗО

1

1

1

 

 

 

Физическая культура

2

2

2

2

2

2 / 2

Основы безопасности жизнедеятельности

 

 

 

1

 

1 / 1

Технология

2

2

2

1

 

 

Региональный компонент

 

 

 

 

 

 

Экология

 

 

 

 

 

0 / 1

          5 – дневная неделя             ИТОГО:

26

27

29

30

29

25 / 26

Компонент образовательного учреждения

 

 

 

 

 

 

Информатика и ИКТ

1

 

 

 

 

 

Алгебра и начала анализа

 

 

 

 

 

2 / 2

Русский язык

 

 

1

 

1

2 / 2

Обществознание

 

 

 

 

 

1 / 1

Физика

 

 

 

 

 

1 / 1

География

 

1

 

 

 

 

Основы безопасности жизнедеятельности

1

1

 

 

1

 

Технология

 

 

 

1

1

0 / 0

Православная культура

 

 

 

1

 

 

Черчение

 

 

 

 

1

 

Химия

 

 

 

 

 

1 / 1

Биология

 

 

 

 

 

1 / 1

Физическая культура

1

1

1

1

1

1 / 1

ИТОГО:

29

30

31

33

34

34 / 34

 

            Базисный учебный план для образовательных учреждений РФ   

                            начального  общего образования

 

Учебные предметы

 

2

3

4

Русский язык

5

5

5

Литературное чтение

4

3

3

Иностранный язык (Немецкий)

 

2

2

Иностранный язык (Английский)

2

 

 

Математика

4

4

4

Информатика

 

1

1

Окружающий мир

2

2

2

Музыка

1

1

1

ИЗО

1

1

1

Физическая культура

3

3

3

Технология

1

1

1

  5 – дневная неделя.  Всего

23

23

23

 

 

 

 

 

Учебный план

1 класса  на 2011-2012

Пояснительная записка

В соответствии с «Законом об образовании» учебный план школы отражает структуру и направленность содержания образовательного процесса МОУ «Бутаковская средняя общеобразовательная школа» на 2010-2011 учебный год. Учебный план составлен на основании нормативных документов:

1.Типовое положение об образовательном учреждении;

2.      Приказ Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».

3.      Приказ Министерства образования и науки РФ № 1241 от 26.11.2010 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом министерства  образования и науки российской федерации от 6 октября 2009г. №373»

4.      Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12. 2010г. № 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".

5.      Устав МОУ «Бутаковская средняя общеобразовательная школа».

   Целью  основной образовательной программы начального общего образования  является формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

       Учебный  план для 1 класса   состоит только из инвариантной  части. Вариативная часть  в соответствии с системой гигиенических требований, определяющих максимально допустимую нагрузку учащихся  первых классов, отсутствует. УП школы представлен также направлениями работы внеучебной деятельности. 

Инвариантная часть базисного учебного плана предполагает шесть обязательных  предметных областей: 

1.Филология. Основные задачи реализации содержания предметной области - формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуника­тивных умений, нравственных и эстетических чувств, способ­ностей к творческой деятель­ности.

    Данная предметная область  представлена  учебными предметами: русский язык (обучение письму) 5 часов и литературным чтением (обучение грамоте) - 4 часа

 2. Математика и информатика. Основные задачи - развитие математической  речи,  логического и алгоритмического мышления, вообра­жения, обеспечение первоначаль­ных представлений о компьютер­ной грамотности. 

        Область представлена  учебным предметом «Математика» – 4 часа.

 3. Обществознание и естествознание (Окружающий мир). Основные задачи - формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни. Осозна­ние ценности, целостности и много­образия окружающего мира, своего места в нем. Формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме

Область представлена  учебным предметом «Окружающий мир» - 2 часа.

 4.Искусство. Основные задачи - развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произ­ведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружаю­щему миру.

  Данная предметная область  представлена  учебными предметами: «Изобразительное искусство» и «Музыка» по 1 часу в неделю.

 5. Технология. Основные задачи - формирование опыта как основы обучения и познания, осуществление поисково-аналити­ческой деятельности для практи­ческого решения прикладных задач с использованием знаний, полученных при изучении других учебных предметов, формирование перво­на­­чального опыта практической преобразовательной деятельности

Область  представлена  учебным предметом: «Технология» - 1 час.

  6. Физическая культура. Основные задачи - укрепление здоровья, содей­ствие гармоничному физичес­кому, нрав­ственному и социальному разви­тию, успеш­ному обучению, формирование первоначальных умений само­регуляции средствами физичес­кой культуры. Формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни.

Предметная область  представлена  учебным предметом: «Физическая культура» - 2 часа в неделю.

В 2011 – 2012 учебном году в школе сформирован 1 класс – комплект обучающихся первого класса, в котором реализуется  учебно-методический комплект «Школа России», издательство «Просвещение».

  Продолжительность урока в  1 классе – 35 минут.

  Продолжительность учебного года – 33 учебные недели.

  Продолжительность  1 четверти – 9 недель; 2 четверти – 7 недель; 3 четверти – 9          недель;  4 четверти- 8 недель.

Продолжительность каникул: осенние – 8 дней; зимние – 14 дней; дополнительные зимние – 7 дней; весенние- 8 дней.

Обучение в 1 классе осуществляется по 5-дневной рабочей  неделе, в первую смену.

 Внеурочная деятельность в учебном плане представлена  следующими направлениями: спортивно-оздоровительное,  общеинтеллектуальное, общекультурное,  социальное, духовно-нравственное.

1. Целью спортивно-оздоровительного направления является формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся на ступени начального общего образования как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Данное направление представлено в учебном плане творческими объединениями «Весёлая аэробика»- 1 час, «Здоровяк»-1 час

 2. Общеинтеллектуальное направление обеспечивает формирование мотивации к обучению и познанию, развитие творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.

Направление представлено 1 часом «Занимательная грамматика», 1часом «Знайка» 

3. Социальное направление создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.

Повышает ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы.

Данное направление представлено следующими творческими объединениями: «Хозяюшка» - 2 часа.

 4. Целью общекультурного направления является формирование и развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств, уважительного отношения к истории и культуре других народов, сохранения и развития культурного разнообразия и наследия многонационального народа Российской Федерации, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России. Направление представлено творческим объединением «Веснушки»-1 час, «Звонкий колокольчик»- 1 час.

 Духовно-нравственное направление направлено на  развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества. Воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества.

Направление представлено 1 часом «Моя малая родина», «В гостях у госпожи Вежливости».

 

  

Учебно-методическое обеспечение урочной деятельности

«Школа России»

 

Предмет

Название, автор учебника, издательство, год выпуска

Азбука

Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А. и др Азбука«Просвещение»

Русский язык

Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык«Просвещение»

Литературное чтение

Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.Литературное чтение «Просвещение»

Математика

Моро М.И., Степанова С.В., Волкова С.И. Математика«Просвещение»

Окружающий мир

Плешакова А.А.Окружающий мир «Просвещение»

Изобразительное искусство

Наменская Л.А. /Под ред. Наменского Б.М. Изобразительное искусство «Просвещение»

Технология

Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П. Технология «Просвещение»

Музыка

Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка «Просвещение»

Физическая культура

Лях В.И. Физическая культура 1-4 классы, «Просвещение»

 

 

 

Учебный план 1-х классов

 

Предметные области

Учебные предметы

Количество

Часов в

неделю

 

Филология

Русский язык

5

Литературное чтение

4

Математика и информатика

Математика

4

Обществознание и естествознание

Окружающий мир

2

Искусство

Музыка

1

Изобразительное искусство

1

Технология

Технология

1

Физическая культура

Физическая культура

2

ИТОГО

20

Внеучебная деятельность

Направления

 

                         

                         

Название курса

Количество часов неделю

Спортивно-оздоровительное

Клуб «Здоровяк»

1

Весёлая аэробика

1

Общекультурное

Детский театр «Веснушки»

1

Кружок «Звонкий колокольчик»

1

Общеинтеллектуальное

«Занимательная грамматика для детей»

1

«Знайка»

1

Социальное

«Хозяюшка»

2

Духовно-нравственное

«Моя малая Родина»

1

«В гостях у госпожи Вежливости»

1

    Итого                                                                                                                            

                                                                                                                                       10

 

В своей работе учителя  с успехом используют следующие современные технологии:

 

-        элементы развивающего обучения

-        проблемное обучение;

-        разноуровневое обучение;

-        исследовательские методы  в обучении;

-        проектные методы обучения;

-        технологию «дебаты»;

-        лекционно-семинарско-зачетную систему обучения

-        технологию  развития «критического мышления»;

-        технологию использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых  и другие   видов обучающих игр

-        обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа);

-        информационно-коммуникационные технологии;

-        здоровьесберегающие технологии

-        личностно-ориентированное обучение

 

·         Наряду с образовательными технологиями, направленными на формирование знаний, умений, навыков и способов умственной деятельности и широко применяемыми всеми педагогами школы, стали использоваться и образовательные технологии, направленные на развитие способов умственных действий, творческих способностей учащихся, развитие личности ученика, сохранения здоровья учащихся.

·         В последние годы в школе получило широкое применение информационных технологий, которые широко внедряют в практику педагогической деятельности учителя .

·          Учителя математики, химии, биологии, иностранного языка при использовании технологии коллективного способа обучения  формируют и  развивают у своих учеников не только предметные, но и коммуникативные компетенции.

·         Широкое применение получили технологии проектного обучения, причем не только на уроках технологии в основном звене , но и на уроках трудового обучения и окружающего мира в начальной школе, истории и обществознания , информатики и математики  и иностранного языка .

·         В своей работе учителя  с успехом используют  информационно-коммуникационные технологии:

·         автоматизированные диагностические материалы (например, использование электронных учебников и обучающих программ, компьютерная диагностика и коррекция знаний, умений и навыков по русскому языку и математике, географии, истории,  тесты по различным предметам);

·         силами учеников и учителей созданы электронные пособия к урокам ( презентации по темам к урокам биологии, химии, обществознания, математики);

·         Достаточно интенсивно используются информационно-коммуникативные технологии в образовательном процессе школы на уроках географии ,  на уроках химии , на уроках литературы ,  окружающего мира, русского языка в начальной школе .

·            Особое внимание уделяется условиям организации образовательного процесса школы:

-        школа оборудована противопожарной системой,

-        ежегодно проводится косметический ремонт школы;

-        закуплен  спортинвентарь для занятия по физической культуре и спорту;

-        работает столовая, обеспечивающая учащихся горячим питанием.

Национальный фонд подготовки кадров. Проекты в сфере информатизации образования.
Курс подготовлен по технологии «Веб-Конструктор для образования».